Планирование.
В организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работе решающее значение имеет рациональное планирование учебно-тренировочных занятий. Документы планирования разрабатываются на основе учебной программы и программам по видам спорта. Различают перспективные (многолетние и на один год), текущее и оперативное планирование.
Целью перспективного планирования является определение путей решения поставленных задач. Многолетнее перспективное планирование должно предполагать увеличение интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с предыдущим годом.
В спортивной секции тренировочный план на один год делится на три периода: подготовительный, соревновательный (основной) и переходный (заключительный или восстановительный).
В подготовительном периоде осуществляется совершенствование спортивной технике и тактики с целью приобретения высокого уровня тренированности. В соревновательном периоде спортивная форма сохраняется, занимающиеся участвуют в соревнованиях. В переходном периоде спортивная форма частично утрачивается. Используется отдых, различные игры.
Текущее планирование основывается на перспективном планировании, но отличается от него большей конкретностью целей, задач, средств и методов работы. Сроки текущего планирования различны: от одного месяца (средний цикл или мезоцикл) до одной недели (малый цикл или микроцикл).
Средние циклы (мезоциклы) в спортивных секциях складываются из микроциклов, которые различаются между собой на:
втягивающие, базовые (в них реализуются основные задачи), контрольно-подготовительные, предсоревновательные (адаптация к конкретным условиям спортивных соревнований), соревновательные и восстановительно-поддерживающие.
Втягивающие мезоциклы - с них обычно начинается подготовительный период годичного цикла. Используются обычно обще подготовительные упражнения. Базовые мезоциклы - главные мезоциклы подготовительного периода. В них реализуются основные задачи тренировки, связанные с формированием новых и совершенствованием старых двигательных навыков и повышением функциональных возможностей организма занимающихся.
Контрольно-подготовительные - переходные мезоциклы между базовыми и соревновательными.
Предсоревновательные мезоциклы способствуют подготовке к основному соревнованию.
Соревновательные мезоциклы - основной тип средних циклов тренировки в период основных соревнований.
Восстановительно-поддерживающие мезоциклы преимущественно используются в заключительном периоде тренировки, предубеждая перетренировку.
Продолжительность микроцикла (малого цикла) от двух дней до одной недели. Состоит как минимум из двух фаз: стимуляционная, связанная с утомлением и восстановительная, предполагающая активный и даже полный отдых.
Применяются микро циклы разного типа:
тренировочные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Оперативное планирование осуществляется на одно тренировочное занятие.
Большое значение в физическом воспитании молодежи, и в частности, студентов имеет организация и проведение спортивных соревнований, как один из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.
Студенческие спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию, а также формой зачета.
Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в физическую культуру и выявления достижений в ней как индивидуальных, так и особенно достижений коллективов физкультурных.
Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работи со студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплинн, честности, ответственности, самообладания, воли к победе й других важних морально-волевих й нравственних человеческих черт.
Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной работи, продолжением учебно-тренировочного процесса.
Во время соревнования осуществляется совершенствование общей физической й специальной спортивно-технической подготовленности студентов, улучшения их техники й тактики.
В то же время соревнования - наиболее зффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работн отдельннх спортивних организации й педагогического мастерства преподавателей-тренеров й тренеров й общественних инструкторов. Зто своего рода общественннй отчет о работе по тому или иному виду спорта.
По характеру зачета й определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные й командные.
По форме проведення соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными й заочными, одноразовими однодневными й многодневными, официальньїми (тренировочными), классификационными. Зти использоваться в сочетании.
В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.
Структура студенческих спортивных соревнований состоит из:
Практикой определено несколько способов проведення спортивньїх соревнований, обусловленньїх их правилами й положеннями.
В нашей стране используются следующие способы проведення соревнований: прямой, круговой, с выбыванием й смешанный.
Прямой применяется при проведений большинства личных й лично-командных соревнований, в которых результати оцениваются метрическими единицами или баллами (л/атлетика, лыжи, гимнастика, акробатика й т.д.).
Круговой - последовательно встречаются каждый с каждым. Используется в спортиграх.
Способ с выбыванием (олимпийский, кубковый).
Смешанный - круговой с выбыванием (два зтапа).
Соревнования способствуют обмену передовым опытом тренеров-преподавателей й самих студентов, распространению новой высокой техники й наиболее совершенных методов тренировки. Они являются средством агитации й пропаганды спорта среди студентов.
Педагогическое значение спортивных соревнований заключается в том, что они приучают спортсменов применять приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий двигательные навыки й умения в сложной й постоянно меняющейся обстановке спортивной борьбы й максимального напряжения сил.
Основними задачами любых соревнований являются:
Осуществляя правильную педагогическую организацию соревнований в Вузе, следует предусматривать распределение участников по полу й физическому развитию.
Плановость в проведений спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы в Вузе. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное й проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом й даже навредить их здоровью.
Виды соревнований.
Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические й функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений й выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.
Соревнования бывают разными по цели, масштабу й степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки й состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований.
Участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические й психические качества спортсмена, дает знання й опыт.
Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие й главные. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных зтапах подготовки могут
играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в зтих сериях определяется из вида спорта й индивидуальных особенностей спортсмена.Невозможно достичь високих стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена й его мастерство, выявляются недостатки в технике, воспитываются волевые качества. Вот почему отличительной чертой современной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований в голу, что, естественно, удлиняет соревновательный период.
При определении для спортсмена количества соревнований в году предусматриваются ответственные соревнования (1 — 4 ) й менее ответственные (их доджно быть больше), а также участие в соревнованиях по другим видам спорта, исходя из задач подготовки.
К главным состязаниям спортсмен стремится достигнуть высшей спортивной формы, подходя к зтому через серию менее ответственных соревнований. Вхождение в спортивную форму во многом зависит от количества й характера зтих соревнований. С приближением главных соревнований непременно должна возрастать острота спортивных встреч, но обязательно следует чередовать более напряженные соревнования с менее трудными.
Успех в соревнованиях обеспечивается многолетней тренировкой, в которой предусматривается й подготовка к соревнованиям. Она осуществляется постоянно в процессе годичной тренировки. Наряду с зтим, необходима специальная, в том числе й психологическая подготовка. Наибольшее значение имеет приучение к условиям соревнований -тренировки в условиях, моделирующих соревновательные. Необходимо также подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделируемых условий, к неожиданным ситуациям й непредвиденным трудностям.
Исходя из выше сказанного, соревновательная подготовка является одновременно й средством й методом форсированной физической, технической, тактической й психологической подготовки спортсменов.
Положение о соревнования.
Основним документом, регулирующим й раскрывающим программу и все условия проведення спортивного соревнования является положение о соревнованиях. От того как составлено положение о соревнований во
многом зависит подготовка студентов к соревнованию и успех проведения его.Положение составляется на каждое соревнование по и следующей схеме:
В каждом из разделов в сжатой, но точной форме раскрываются основные моменти, определяющие соревнования.
До начала соревнования подготавливаются протоколы, таблицы хода соревнования, итоговые таблицы. Вся документация достаточно хорошо разработана й необходимо, чтобы они были своевременно подготовлены.
В положений освещается медико-санитарное обеспечение й техника безопасности, порядок подачи протестов й их рассмотрения, условия приема участников, кто несет расходы по размещению й питанню й др.
При разработке положення охраняются интересы спортивних коллективов й отдельных спортсменов, может осуществляться страхование спортсменов.
Одним из решающих факторов, обеспечивающих рост спортивних достижений, следует считать совершенствование форм организации тренировочного процесса. При современных требованиях к спортсменам высших разрядов им приходится часто проводить двух-, а иногда й трехразовые тренировки в день. В условиях города, где спортсмены нередко живут очень далеко от мест спортивних занятий, проведение таких тренировок при строгом соблюдении режима сопряжено с большими трудностями. Зффективность тренировок в условиях специально организуемых учебно-тренировочных сборов неизмеримо больше.
Учебно-тренировочные сборы, как правило, предусматриваются годичньми календарными планами. Проведение сбора должно быть разрешено вышестоящей организацией. С ней должны быть согласованы не только вопросы финансирования, но и место и сроки проведення сбора. Тренировочный процесс на сборах осуществляется по рабочим планам, составленым тренерами.